ТЕКСТОВЫЕ ПРОПОВЕДИ


НЕТЕРПИМОСТЬ

"Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Ис 1:16)

Не перестали…
За много веков до рождения Христа, Бог раз за разом призывает людей к миру, к чистоте действий и помыслов. Он призывает их провести "ревизию" своих сердец и удалить из них все злые помыслы.
Не удалили…

25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
(Мар.15:25-31)

Какие чувства двигали этими людьми, почему в их сердцах не было ни капли сострадания к человеку, который должен был через некоторое время умереть?
Какое жестокое сердце было у этих людей, что они не нашли ни одного слова жалости к умирающему Христу.
Люди насмехались над распятым Посланником небес.
"Сойди со креста, если Ты Бог…"
Мог ли Он сойти со Креста и спасти Себя. Несомненно. Бог, творивший чудеса во время земного служения. Исцеляющий, воскресающий. Для Него не было преград.
Когда грешники пришли брать Его в Гефсимании, он сказал:

53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
(Матф.26:53,54)

Он ничего не отвечал злословившим Его людям.
Казалось бы, они добились своего. Вот ОН перед ними, униженный и распятый. Достаточно злобы. Но люди не унимались.
Кто были эти люди? И почему они так нетерпимо относились к распятому Христу?
Почему люди порой склонны проявлять такую нетерпимость друг ко другу. Примеров - хоть отбавляй.

Если обобщить понятие нетерпимости из нескольких источников, то получится так: Нетерпимость как качество личности - нежелание проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Нетерпимость расовая, межнациональная, социальная, профессиональная и, наконец, религиозная. И это, конечно, не полный список неприятия одними людьми других. Пример -Холокост. Или Варфоломееву ночь, когда одни, как-бы христиане, резали других.
Недавно прочитал одно интересное высказывание: Вера - то, за что люди готовы умереть. Религия - это то, за что люди готовы убивать.

Религия (именно религия, а не вера) не терпит инакомыслия.
Достаточно проследить историю цивилизации. Иудеи гнали христиан. Мусульмане мечом исправляли "ошибки истории", завоевывая Иерусалим.
Римская церковь отправила на костры тысячи "еретиков" потому, что они думали иначе. Римские папы объявляли крестовые походы, чтобы отвоевать у мусульман Гроб Господень. Мартин Лютер призывал сжигать синагоги и школы и жечь еврейские дома. Англиканская церковь гноила в тюрьмах пуритан часть которых вынуждена была переселиться в Новую Англию ( на северо-восток Америки).
В России обер-прокурор святейшего синода Русской православной церкви К.П. Победоносцев с жестокостью преследовал сектантов, кстати, особой нетерпимостью пользовались именно баптисты и "штундисты".
Да и сегодня христианские конфессии "толкаются локтями", кто находится ближе к Иисусу. Помните, как ученики Христа перед Вечерей - Десятая глава ев. Марка.

Но, давайте вернемся к нашему вопросу - ПОЧЕМУ?
Почему не было сострадания ни у кого из приближавшихся в этот день ко Христу? Почти ни у кого, ибо были люди, которые с ужасом смотрели на происходящее.
Но основная масса людей проявляла озлобленность в отношении распятого Христа.
Кто они? Все 4 Евангелия указывают нам на них:
Прежде всего - это римские воины.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
(Матф.27:27-31)

Они были далеки от религиозных взглядов этого народа, а также абсолютно безразличны к их чаяниям и надеждам. Примитивные, грубые воины, привыкшие убивать без всякого сожаления, и здесь увидели всего лишь повод потешиться. Для них какой-то иудей объявил себя царем. Им было абсолютно все равно, Кто Этот Человек. Чему Он учил и какую весть принес этому миру. Для них это было "прикольно", как сегодня выражается некоторая категория молодежи.
Есть в наше время такие люди, которым нет никакого дела до Бога, веры, религии, Церкви. Они с легкостью злословят Бога и церковь.

Таковы были и римские воины. Издевательство над Христом для них было просто развлечением. Таким же развлечением были гладиаторские бои на арене Колизея, или, позднее, там-же массовые убийства христиан. Куда приходили тысячи римлян "посмотреть".
Второзаконие 12:31

"Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим".

Ну, в древнем Риме, примерно за 100 лет до рождения Христа, человеческие жертвы были запрещены. Однако первоначально гладиаторские бои рассматривались как жертвы богу войны.
Какого сострадания можно было ожидать от этих людей.

Во-вторых, это простые люди, находившиеся у креста и проходившие мимо.
Казалось бы вот уж кто способен сопереживать несчастью других - это простой люд, жизнь которого была тяжелой, который каждодневно страдал от римлян и знати. А паче того разбойники, которые также как и Иисус были прибиты к позорному кресту.

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
(Матф.27:39-44)

Но почему в их поведении не было ни капли сострадания, почему они были так нетерпимы к Этому Человеку?
Мы много раз говорили, что Мессия, которого с таким нетерпением ждали в Иудее, должен был явиться в славе, царем новой возрожденной Иудеи и дать своим подданным свободу и процветание. Во всяком случае, так рисовало воображение иудеев, утомленных многолетним игом Римской империи.
Речи Христа, Его призывы в Царство Божие разжигали в народе надежды. Толпы, которые ходили за Христом были привлечены Его рассказом о новом царстве.
Чудеса, которые сопровождали служение Христа, только усиливали их веру, что Он может дать им долгожданную свободу.
Вот Он торжественно встречен ими в Иерусалиме. Казалось бы еще немного и свобода. Но вместо этого - печальный финал.
Их мечты рухнули.
Те, кто раньше тянулся ко Христу, теперь смотрели на Него с неприязнью.
"Сойди с креста, если Ты Бог…".
Спаси хотя бы Себя Самого…
Ты обманул нас, Ты столько лет говорил нам неправду…
В их злословии слышался крах их надежд.

ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ.
Но не Христом был обманут этот народ, а теми, кто первым должен был выйти Ему навстречу, кто считал себя близким к Богу.

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53 С этого дня положили убить Его.
(Иоан.11:45-54)

Первосвященники и прочие религиозные лидеры, вот кто желал устранения Христа. Именно они замышляли убийство Христа, именно они подбивали народ выступить против Него на суде у Пилата. Именно они сеяли ложь среди простого народа, чтобы те не мешали им исполнить свои замыслы.
Чем же было вызвано такое озлобление этих людей?
Главная причина, которую озвучивали первосвященники - это инакомыслие, о котором я уже говорил раньше.
Христос пришел с новой вестью, с новым учением. И это не нравилось первосвященникам, которые считали себя знатоками истины.

2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
(Лук.23:2)

Но это была только поверхностная отговорка. Истинная причина была глубже.
Причина первая: Зависть.

17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
(Матф.27:17-19)

Люди толпами ходили за Христом, ловя каждое Его слово. Они называли Его Учителем, передавали друг другу новые вести о чудесах, которые ОН совершал. А что сами фарисеи и первосвященники:

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Матф.23:15)

Популярность Христа не давала покоя этим людям. Они считали себя значимыми, близкими к Богу людьми, но народ шел за Христом.

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него…"

И теперь эти люди стояли около распятого, униженного Христа и насмехались над ним: "Где же твоя слава, где все те люди, которые ходили за тобой. Их нет. Разве что жалкая кучка у подножия креста".
Они вновь чувствовали себя великими.

Причина вторая: лицемерие. Нет веры.
Они говорили о вере, о законе, а сами действовали как простые разбойники. Все эти люди учили людей ответственности перед Богом, требовали от них исполнения даже самых малых условностей и преданий. Они много говорили о Всевышнем. Вот и сейчас они прикрывали свои чисто личные интересы защитой имени Всевышнего.

63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
(Матф.26:63-65)

"Заклинаю Тебя Богом живым" … Этот лицемер призывает Бога, чтобы творить беззаконие.
Этот лицемер обращается к Богу живому и при этом раздирает свои священнические одежды, что Богом же запрещено делать под страхом смерти.
Этот лицемер, прикрываясь особенной набожностью, защитой интересов церкви решает свои меркантильные интересы.

И третья причина нетерпимости ко Христу: выгода.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

И лишится Каиафа и вся верхушка знати власти, а вместе с этим и источника дохода. В момент суда и казни Иисуса Христа никто из этих людей не думал о Боге, все они действовали в своих интересах.
Если популярность Христа еще более возрастет, то римляне примут это за угрозу их власти и подавят восстание, а их самих отстранят от власти.
И вот теперь, стоя у подножия Креста Христова, они радовались, что их план удался. Они злорадствовали, что Тот Кто совсем недавно был угрозой для их власти, богатства - ныне готовится принять смерть.

31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
(Мар.15:31,32)

"Порождения ехиднины…" -так назвал их Иоанн Креститель.
"Гробы окрашенные…" - так говорил о них Иисус.
Нетерпимость порождена человеческим грехом: зависть, лицемерие, сребролюбие и неверие. Неверие в Того, Кто пришел к людям, чтобы дать им мир:
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
(Иоан.14:27)

Дорогие друзья! Будем помнить о той злобе и нетерпимости ко Христу, которая излилась на Него вместо сострадания и любви.
Чтобы научиться от Него кротости и терпению.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
(Лук.23:34)

Может ли христианин проявлять нетерпимость?
Да может.
Нетерпимость ко греху.
НО, в первую очередь, К ЛИЧНОМУ ГРЕХУ.

"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?
Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?"
(Мф. 5:43-47).
АМИНЬ!

счетчик посещений

На главную   К каталогу