ТЕКСТОВЫЕ ПРОПОВЕДИ


СОВЕСТЬ добрая и не очень.

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:18,19).
Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею указывает на два очень важных аспекта в его служении: вера и добрая совесть. Почему Павел отделил одно от другого, ведь по логике одно вытекает из другого: добрая совесть является результатом веры. Но, в данном случае, апостол выделяет добрую совесть, придавая ей особое значение в "воинствовании" Тимофея. Почему?
В нашей повседневности мы слишком часто апеллируем к совести человека, когда желаем восстановить справедливость или повлиять на принятие какого-то решения. В нашем понимании совесть есть некое мерило, при помощи которого мы определяем суть человека: этот человек совестливый - значит хороший, а этот бессовестный - значит что-то не так с ним.
Например, мы говорим:
"Надо (или пора) и совесть знать - возглас, обычно возмущенный, обозначающий: довольно, хватит, пора прекратить что-л. мешающее, утомляющее, раздражающее и т. п. других. Совести хватило у кого ( прост.) - не постыдился, не постеснялся сделать что-л."

У Салтыкова-Щедрина есть рассказ "Пропала совесть":
"Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее.
Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать.
Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее - все, казалось, так и отдавалось им в руки, - им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.
Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие…"

И заканчивается рассказ так:
"И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища.
Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
- За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть,
- за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?
- Что? же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка.
- А вот что, - отвечала совесть, - отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается.
По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама."
Салтыков-Щедрин "Пропала совесть".

В толковом словаре Даля она определяется так:
СОВЕСТЬ ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития

Казалось бы весьма четкое определение, которое разделяет людей на имеющих это нравственное сознание и не имеющих его. На самом деле не все так просто.
Совесть - понятие весьма растяжимое т.к. у каждого человека свое понятие совести. Кто жил в советские времена наверняка помнит, как оплачивали проезд в городском транспорте. В салоне автобуса стояли кассы, а на стене висел призыв - совесть лучший контролер. Т.е. заходили люди, бросали в кассу свои 5 копеек, отрывали один билет и спокойно ехали дальше.
Так вот этот способ оплаты был своеобразной "лакмусовой бумажкой", которая показывала наличие совести у человека. Некоторые просто не платили и ничего, совесть не мучила. Они спокойно ехали дальше. Некоторые не бросали монетку, а билетик отрывали (вообще то это воровство), но и тут совесть молчала. Другие бросали 3 копейки, а отрывали пять билетов - на всю компанию.
Мало что изменилось с тех времен. Я давно не ездил в электричках, но помню, как толпы пассажиров при появлении контролеров мчались по перрону из одного вагона в другой - лишь бы не платить законные деньги за проезд. Их совесть тоже молчит.
И здесь мы должны понимать, что для одних проехать без билета - совесть не позволяет, для других прижулить пару миллионов из бюджета очень даже нормально.
Совесть, как мерило порядочности человека, не совсем совершенный инструмент.

Подобно и в христианстве. Совесть не является абсолютным показателем праведности. Апостол Петр призывает нас:

16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
(1Пет.3:15,16)

Апостол Петр призывает нас иметь "добрую" совесть. Дабы мир видел "доброе житие во Христе".
Казалось бы все понятно, но все так однозначно. Хождение перед Богом каждый видит "со своей колокольни", порой оправдывая свои грехи и осуждая других за проступки.

Вспомнить хотя бы апостола Павла. С юношеских лет он воспитывался на законе Божьем и преданиях старины. Его совесть говорила ему, что все, кто думает иначе, чем он недостойны жить в этом мире.

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
(Деян.8:1-3)

Савл был абсолютно уверен в богоугодности того, что он делает. Его совесть была спокойна до тех пор, пока Господь не встретил его по дороге в Дамаск. Господь касается его сердца, его глаза становятся невидящими физически, но они открываются духовно, и он говорит:

12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии;
(1Тим.1:12,13)

Так мы, некогда жившие по законам мира, которые казались нам совершенными, однажды получили откровение от Бога:

21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа...
(1Пет.3:21)

Но вот как это звучит в переводе Русского Библейского центра:

1Пет.3:21
21 Так и нас ныне созвучное с этим образом крещение - не омовение нечистой плоти, а Божье приготовление к доброй совести - спасает воскресением Иисуса Христа.

В других вариантах:

…просьбой к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа.
1-е Петра 3 глава (Новый русский перевод)

Иными словами, когда мы приходим ко Христу, Господь обещает нам дать новую совесть, которая называется доброй:

13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
(Евр.9:13-15)

Слава Всевышнему за обновление духа нашего. Но Бог говорит о приготовлении к принятию доброй совести. Решение и действие за нами.
К сожалению, для многих людей, пришедших в христианство добрая совесть так и остается "в зародыше".

Господь очистил ее от "мертвых дел", приготовил к принятию "доброй" совести, как мы уже читали, а дальше она так и осталась в "младенчестве", как сказал апостол Павел:

1 Коринфянам 13:11
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Нет стремления к совершенству, отсутствует желание познания глубин Божиих, нет стремления к диалогу с Богом и совесть замерла в ожидании. Раз нет движения вперед, значит возможен откат назад, к нечистой совести.

18 Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
(1Тим.1:18-20)

Эти люди потерпели кораблекрушение в вере потому, что не возрасли в доброй совести. Она так и осталась "в зародыше".

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
(Тит.1:15,16)

Здесь Павел наставляет Тита о назначении епископов и предупреждает, что не все верующие имеют одинаковую совесть.

Дорогие друзья!
Добрая совесть о которой говорил апостол Петр есть результат рождения свыше. Человек, не прошедший это рождение, это преобразование духа так и остается "младенцем" в вере, вечно учащимся, но так и не достигшим совершенства.
Именно так писал апостол Павел Тимофею во втором послании:

5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
(2Тим.3:5-8)

Желание доброй совести должно быть целью жизни каждого христианина. Как сказал апостол Павел:

16 Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
(Деян.24:16)

А знаете, что сказал Павел перед этим:

15 имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.
(Деян.24:15)

Он был твердо уверен, что скоро Господь вернется за Своим народом. И он стремился сохранить свою совесть непорочной перед Богом и людьми, чтобы получить свою награду. Иметь добрую совесть - искренне принять Христа, очистить сердце от мирского налета покаянием и как написано в 2Тим.2:15 " Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным…" для служения Богу:

21 и имея великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
(Евр.10:21-24)

Пусть Господь поможет нам иметь добрую совесть перед Ним и перед людьми, возрастая в вере и совершенствуя свой дух, чтобы были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
Чтобы мы, как и апостол Павел могли сказать:

1 … я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
(Деян.23:1)

АМИНЬ!

Добрая совесть - великое благо,
Мира душевного добрый покой,
Двери небесные в вечную славу,
Радость надежды, дар Божий, святой!

Чистое сердце творит и глаголет
То, что Дух Святый в него вдохновил,
Жизнь для него - бесконечное поле,
Где он трудился, молился, любил.

Смело предстанет лишь тот перед Богом,
Заповедь кто до конца соблюдал,
Падал, но снова вставал на дорогу,
Крест свой нелегкий нести не престал.

Добрая совесть - источник бессмертья,
Райские кущи - в сей час, на земле,
В ней сострадание, в ней милосердье,
В ней Бог живёт наяву и во сне.

Добрая совесть (Наталья Лешукова) / Стихи.ру (stihi.ru)

счетчик посещений

На главную   К каталогу